Wednesday, September 14, 2016

Светская жизнь Вуди Алена - критика.

Ленты Вуди Аллена - яркий пример того, как можно снимать хорошее кино без претензий. Маэстро не замахивается на какие-то глобальные проекты, не ставит себе громадьё сверхзадач, а просто из года в год выдаёт по добротной смотрибельной картине. Безоговорочными шедеврами или новым словом в искусстве и их, может, и не назовёшь, но полтора часа в их компании - почти гарантированное удовольствие.


Режиссёрская фишка Аллена заключается в умении замешать комедию на дрожжах криминальной интриги («Магия лунного света», «Сенсация», «Иррациональный человек»). Иногда эти дрожжи настолько ядрёны, что поднимают градус конечного продукта до уровня настоящей трагедии («Матч пойнт», «Мечта Кассандры»). В «Светской жизни» у Вуди обошлось без добавочной жести. Криминальная составляющая здесь сведена к минимуму - да и ту принял на грудь персонаж второго плана, старший брат главного героя - а эмоциональный контур никаким страдальческим флуктуациям не подвержен. И хотя любовный треугольник ММЖ имеет нехилый драматический потенциал, после «Иррационального человека», похоже, маэстро Вуди решил отдохнуть от эмоций синего спектра. И настроенчески, и визуально «Светская жизнь» - очень тёплая лента, выдержанная в ананасово-шампанских тонах с жирной примесью цимеса.

 


В последние годы еврейские мотивы в лентах Аллена звучали нечасто. В «Светской жизни» маэстро с лихвой компенсировал это упущение. И таки да, хохма о том, как еврейский юноша не может переспать с девушкой по вызову - это смешно, это чисто Алленовская штучка, заимствованная им из собственных ранних работ, когда он сам ещё играл своих героев-невротиков. Фразочки типа «И где твой хвалёный еврейский ум? Ты же дурак!» тоже взывают к улыбке. Но в целом комичные сцены и диалоги, построенные на национальной фактуре, выглядят масштабной цитатой из «Серьёзного человека» братьев Коэнов, по праву считающегося энциклопедией современной еврейской жизни. Впечатление это усиливает присутствие в кадре Сари Ленник, сыгравшей у Коэнов жену Ларри Гопника. Здесь у неё, по сути, то же амплуа - «типическая» еврейская женушка, методично капающая на мозги своему муженьку. Ну, да ничто не ново под луной.


Ругать Аллена за повторяемость - по отношению к своим ли работам, к чужим ли - всё равно, что ругать за повторяемость осень или весну, которые из года в год тиражируют один и тот же сюжет, но всё равно доставляют нам массу чудесных мгновений. Вуди Аллен давно стал эдаким кинематографическим «временем года». И если однажды год наступит, а Вуди - нет, будет очень грустно. Поэтому - смотрим и наслаждаемся, пока есть такая возможность.

Дмитрий Ростаев Бобруйск.

No comments:

Post a Comment